В начало страницы
Как собрать кубик Рубика
3х3 для начинающих

Устройство кубика

Как говорится, всё гениальное – просто, это относится и к кубику. Кубик 3x3x3 состоит из 12 ребёрных (edge), 8 угловых (corner) и 6 центральных элеметнов (center). И конечно же, крестовина, в которой закреплены 6 винтов, держащие центральные элементы.

- все центры никаким образом не меняют своего положения относительно друг друга во время сборки, таким образом, цвет центра указывает на то, какой цвет будет иметь эта грань в собранном состоянии кубика;

- каждое ребро всегда имеет 2 цвета, как бы вы его не вращали;

- каждый угол имеет 3 цвета, опять же, вне зависимости, где он будет находиться;

Таково механическое строение любого классического кубика 3х3x3 – дорогого скоростного или за 50 р. из палатки.

Устройство кубика

Что касается цветов, так как у кубика шесть сторон (центров), соответственно у него 6 цветов. Основной общепринятой цветовой схемой куба является наличие следующих: белый, желтый, красный, синий, оранжевый и зеленый. При этом - белый напротив желтого, красный напротив оранжевого, синий напротив зеленого. Само собой, цвета никак не влияют на метод сборки. И, кстати говоря, на соревнованиях допускаются кубики с любой цветовой схемой и расцветкой, лишь бы цвета были четко различимы между собой.

Язык вращений

Язык вращений – это особые обозначения движений граней кубика, при помощи который можно записать какой-либо алгоритм, решение или скрамбл. Как правило, среди спидкуберов распространено обозначение движений на латинице, однако в интернете можно встретить и обозначение кириллицей, но большинство материалов написаны с использованием латиницы.

Видео, в котором рекордсмен России Дмитрий Добряков, наглядно демонстрирует язык вращений кубика Рубика:

F - front - фронтальная сторона

B - back - задняя сторона

L - left - левая сторона

R - right - правая сторона

U - up - верхняя сторона

D - down - нижняя сторона


Fw (f) - фронтальная сторона вместе со средним слоем

Bw (b) - задняя сторона вместе со средним слоем

Lw (l) - левая сторона вместе со средним слоем

Rw (r) - правая сторона вместе со средним слоем

Uw (u) - верхняя сторона вместе со средним слоем

Dw (d) - нижняя сторона вместе со средним слоем


Так же существуют более редкие, но тоже встречающиеся движения:

M — (Middle) средний слой, находящийся между правой (R) и левой (L) сторонами

S — (Standing) средний слой, находящийся между фронтальной (F) и задней (B) сторонами

E — (Equatorial) средний слой, находящийся между верхней (U) и нижней (D) сторонами


Кроме вращений граней куба, существуют обозначения, указывающие на изменения положения кубика в пространстве:

x - весь куб вращается от себя по плоскости, совпадающей с правым R и левым L слоями (F превращается в U)

x' - весь куб вращается к себе по плоскости, совпадающей с правым R и левым L слоями (F превращается в D)

y - весь куб вращается по часовой стрелке в горизонтальной плоскости (F превращается в L)

y' - весь куб вращается против часовой стрелки в горизонтальной плоскости (F превращается в R)

z - весь куб вращается по часовой стрелке в фронтальной плоскости (U превращается в R)

z' - весь куб вращается против часовой стрелки в фронтальной плоскости (U превращается в L)


Они нужны для того, что бы сделать алгоритмы более удобными для скоростного исполнения. Подобные вражения кубика в куберской терминологии называются перехватами.


Движения кубика и перехваты записываются в соответствии со следующими правилами:

- Если написана только буква - крутим сторону по часовой стрелке, как если бы мы смотрели на грань в лицо

- Если после буквы стоит штрих «'» - крутим сторону против часовой стрелки, как если бы мы смотрели на грань в лицо

- Если после буквы стоит 2 - крутим эту сторону на 180 градусов. Если ещё стоит штрих, к примеру U2', то это означает, что в данном алгоритме удобнее вращать U2 против часовой стрелки

Как собрать

Как вы можете прочитать в статье Методики сборки, этих самых методик существует довольно много и среди них есть такие, которые специально предназначены для тех, кто только учится собирать кубик.

В данной статье будет рассказываться об одной из них. Основана она на Методе Фридрих. Этапов в ней больше, но все они упрощены по максимуму. Количество алгоритмов, которые придется учить, сведены до минимума. Чтобы понимать алгоритмы, необходимо изучить язык вращений.


Как собрать

В дополнение к данной статье мы сняли видео, в котором рекордсмен России Дмитрий Добряков объясняет данный метод.

Этап I. Правильный крест

На первом этапе нам нужно собрать правильный крест. Крест является правильным, если цвет реберных наклеек совпадает с цветом наклеек центров.

На запутанном кубике находим белый центр и четыре ребра: бело-красное, бело-синее, бело-оранжевое и бело-зеленое – именно из них крест и состоит. Каждое ребро, как известно, состоит из двух наклеек, и нам нужно их установить так, чтобы своими белыми наклейками они совпадали с белым центром, а их «небелые» наклейки совпадали по цвету с другими четырьмя центрами.

При сборке креста кубик нужно держать белым центром вниз. Для простоты будем собирать каждый элемент креста по одному.

Правильный крест

Если ребро стоит на верхнем слое и белая наклейка смотрит вверх, то крутим верхнюю грань, пока второй цвет ребра не совпадет с центром такого же цвета, и движением F2 ставим ребро на свое место.

Правильный крест

Если ребро стоит на верхнем слое и белая наклейка смотрит вбок, то подводим этот элемент к центру, цвет которого совпадет с цветом второй наклейки этого ребра, которая смотрит вверх, отводим ребро в сторону движением U, поднимаем средний слой - Rw R', ставим ребро на свое место - U', опускаем средний слой - R L'.

Правильный крест

Если ребро стоит в нижнем слое, но не на своем месте, то движением F2 выводим его наверх и делаем одну из двух ситуаций, описанных выше.

Правильный крест

Если ребро стоит в среднем слое, то движениями R U R'; выводим его наверх и делаем одну из первых двух ситуаций.

Этап II. Первый слой

Чтобы собрать первый слой, нам необходимо поставить на свои позиции 4 угловых элемента с белой наклейкой. Находим уголок с белой наклейкой на верхнем слое, находим место на нижнем слое, где этот уголок должен находиться (например, бело-красно-синий уголок должен стоят между синим и красным элементами креста), ставим найденный уголок над этим местом.

Всего сеществует 3 ситуации: белая наклейка смотрит вбок, на нас и вверх. Ниже показаны алгоритмы для каждого случая.

Первый слой

R U R'

Первый слой

F' U' F

Первый слой

R U2 R' U' R U R'

В случаях, когда угол находится на своем месте, но неправильно повернут, либо находится на нижнем слое, но не своем месте, как показано на картинках ниже, делаем R U R' и в зависимости от выпавшей ситуации делаем один из 3 алгоритмов, показанных выше.

Первый слой

Этап III. Второй слой

При сборке второго слоя нам необходимо найти 4 ребра и поставить их на свои места между центрами второго (среднего) слоя.

Находим на верхнем слое ребро и крутим верхний слой, пока цвет наклейки ребра не совпадет с цветом наклейки центра. Далее выполняем алгоритм в зависимости от ситуации:

Второй слой

U R U' R' y U' L' U L

Второй слой

U' L' U L y' U R U' R'

В случаях, когда ребро находится на своем месте, но перевернуто, либо не на своем месте на среднем слое, как показано на картинках ниже, нашей целью является вытащить это ребро на верхний слой, для этого мы просто выполняем любой из двух алгоритмов, показанных выше. После его выполнения угол останется на месте, а ребро окажется на верхнем слое. Далее получаем один из случаев, показанных выше.

Второй слой

Этап IV. Желтый крест

Здесь возможны 3 ситуации: точка, угол и палка. Если крест уже собран, то пропускаем этот этап.

Существует стандартный алгоритм, который называется "пиф-паф", - R U R' U'. Его мы и будем использовать.

Желтый крест

F (пиф-паф) F' Fw (пиф-паф) Fw'

Желтый крест

U2 Fw (пиф-паф) Fw'

Желтый крест

F (пиф-паф) F'

После того, как мы собрали крест на желтой шапке, переходим к следующему этапу.

Этап V. Ребра по местам

Теперь необходимо расставить ребра по своим местам, так, чтобы получился правильный крест на желтой стороне. Напомним, крест является правильным, если цвет реберных наклеек совпадает с цветом наклеек центров. Для этого нам нужно выучить еще один алгоритм: R U R' U R U2 R'. Этот алгоритм носит название «рыбка».

Крутим верхюю грань, пока любые 2 реберные элемента не совпадут по цветам с центральными.

Всего существует 2 случая:

Ребра по местам

Нам нужно поменять 2 смежных ребра, когда остальные два стоят на своих местах. Выставляем ситуацию, как показано на картинке, и делаем: рыбка + U.

Ребра по местам

Необходимо поменять 2 противоположных ребра местами. Снова берем кубик, как на картинке, и делаем: рыбка U' рыбка.

Этап VI. Желтая шапка

Чтобы собрать желтую шапку, нужно развернуть уголки. Будем разворачивать уголки по одному. Ставим уголок впереди справа от нас (в правый верхний угол). Возможны две ситуации:

Желтая шапка

Желтая наклейка смотрит на нас. Делаем алгоритм R F' R' F R F' R' F.

Желтая шапка

Желтая наклейка смотрит в сторону. Делаем алгоритм F' R F R' F' R F R'.

Уголок развернется, но первые 2 слоя разрушаться. Не пугайтесь. После того, как мы развернем остальные уголки, все соберется назад.

Таким образом, мы развернули только один угловой элемент, который находится в правом верхнем углу, как было сказано выше. Далее нам нужно проделать такую операцию со всеми оставшимися уголками, будь их один, два или три.

Поэтому мы, не меняя положения куба и его ориентации в пространстве, при помощи движений верхнего слоя подводим на это место (правый верхний угол) следующий угловой элемент, который нам надо развернуть. И в зависимости от того, куда будет смотреть желтая наклейка этого уголка, выполняем соответствующие алгоритмы, которые показаны выше. Так делаем до тех пор, пока не развернем все угловые элементы.

Этап VII. Углы по местам

Последнее, что нам остается сделать – расставить по своим местам угловые элементы последнего слоя. Количество ситуаций, которые могут выпасть – 4.

Углы по местам

1 случай - 3 элемента меняются по часовой стрелке. Алгоритм - x R' U R' D2 R U' R' D2 R2 x'.

2 случай - 3 элемента меняются против часовой стрелки. Алгоритм - x R2 D2 R U R' D2 R U' R.

3 и 4 случаи - нужно поменять 4 элемента. Делаем любой из двух предыдущих алгоритмов и получаем один из первых двух случаев.

Поздравляем, Ваш кубик собран! Если что-то осталось непонятным, рекомендуем посмотреть обучающее видео из начала статьи. Теперь Вы можете изучить скоростной Метод Фридрих, который используют чемпионы. Удачных сборок!